Городское методическое объединение руководителей

Отделений дополнительного образования детей

 общеобразовательных учреждений

на базе ГБОУ Гимназия №24 им.И.А.Крылова

«Воспитательный потенциал системы дополнительного образования»

04/04/2012

Доклад:

«Здоровьесберегающий потенциал гармонического движения»

(автор: Труль Ольга Валерьевна, педагог дополнительного образования)

 

20 век открывает миру танец свободный естественный, движения которого сливаются с природой, становятся частью Вселенной. Танцоры отказываются от балетной обуви, корсетов, которые стягивают тело и лишают движение естественной природной целостности. Что, безусловно, идет на пользу самому телу.

            Танец как часть природы и проявление общей гармонии Вселенной, понимали в ХХ веке и гениальная танцовщица Айседора Дункан, явившая миру «танец - гармонический», мыслитель и практик Рудольф Штейнер («эвритмический танец»), мыслитель-антрополог Георгий Гурджиев («священный танец»). Современной наукой танец объясняется как мощный «всплеск» энергии, который напрямую связан с информационно-энергетическим полем Вселенной: см. Суминова Т.Н. «Ноосфера: поиски гармонии». М., 2005, с.347.

            Свободный естественный танец получил название пластический, так как танцоры пластикой своего тела рисовали плавную текучую волнистую линию. Волнистая линия лежит в основе всей Природы и природы Человека. Позвоночник имеет форму волнистой линии, торс – волнообразное очертание, руки и ноги, благодаря суставам, движутся волнистой линией, наконец, сердцебиение и дыхание. Танец как гармоническое движение – это движение без принуждения, в естественном Дыхании. Естественное Дыхание (вдох-глубокий, плавный, выдох-легкий, плавный) дает начало Естественному Движению. Дыхание становится телесным ощущением. Тело ощущает подъем энергии в позвоночнике, во всем теле. Дыхание человека, его естественный ритм, его «органичная музыка» рождает движение, раскрывает тело при вдохе и закрывает его при выдохе, движение следует за дыханием. Тогда происходит Главное – Первое Движение и истинное, а не механическое.

Тело раскрывается для того, чтобы воспринять музыку как единое целое: ритм, мелодию, гармонические акценты. Движения тела становятся музыкальными, т.е. гармоническими, так как тело, вбирая ритм, создает Форму, вдыхая мелодию, являет Линию движений. Движение никогда не воспроизводится отдельно от музыки. Танцевальные образы - это образы Вселенной: волны, деревья, ветер, птицы и т.д. Свободный пластический естественный Танец- Танец Вдох-новения!!!

    Гармоническое движение позволяет ребенку гармонично-целостно развиваться и одновременно развивать отдельные способности:

          эмоциональное и интеллектуальное развитие (через воображение и понимание образного движения);

          укрепление психо-физического здоровья (через единство дыхания и движения);

          социальное развитие (через коллективное творчество).

 

       Гармоническое движение является методом «органического обучения», так как даёт развивающий и терапевтический эффект. Например, ребенок овладевает способами освобождения от хронического мышечного напряжения и неосознанных двигательных стереотипов, лучше ощущает своё тело в целом, учитывает состояние усталости, потребность в двигательной активности, развивает природную пластику, учится двигаться естественно и легко. Чувствует и понимает своё эмоциональное состояние. Эмоционально переживая музыку, импровизируя, ребенок не боится сделать что-то не то или не так, у ребенка исчезает скованность, страх, движение приносит радость от свободы инициативы. Осознавая себя частью природы, ребенок учится чувствовать и окружающий его мир Природы.  

            Ценность и оригинальность метода гармонического движения заключается в том, что он основан на современных знаниях в области гуманитарных и естественных наук, на взаимосвязи культуры, природы, экологии.