..texts

Фестивали Дункан
2003, 2004, 2005, 2006

2003

Фестиваль посвящен Айседоре Дункан, но это не только фестиваль чистого танца Дункан. Этот фестиваль посвящается танцу будущего, танцу, который Айседора первой показала всему миру и о котором первой рассказала всем людям. Как когда-то изменилось творчество художника с изобретением новых красок и холстов, как когда-то стала другой музыка с изобретением совершенных музыкальных инструментов, так и революционно изменилось искусство танца, после того как Дункан изобрела новые средства и приемы танцевальной техники. Это танец, который и сам не может существовать в отрыве от всех совершенных средств эстетического и художественного выражения, но при этом также является необходимой и достаточной частью такого чувственного выражения. Входя в Кельнский собор вы можете вдруг услышать в своем сознании органную музыку Баха; слушая органную фугу вы можете вдруг вообразить себе готическую архитектуру; и именно тогда у вас может появиться желание спросить себя о возможности такого особого полифонического движения человека, которое было бы достойно и соответствовало всем тем произведениям высокого искусства. Айседора была посвященной, она прикоснулась к миру абсолютных идей, она показала нам новый танец, который никогда не будет в прошлом, а всегда будет в будущем. Сегодня этот танец не имеет большого признания, и очень часто его ошибочно увязывают только с именем Дункан. Но это есть лишь ошибка и недоразумение. Айседора стала основоположницей классического пластического балета, но ведь более того, она стала автором нового пластического языка, на котором можно говорить, и которым можно выражать все свои чувства и мысли. Ее техника построена на естественной свободной гармоничной пластике движения человека. Где-то эта техника связана с античным изобразительным искусством, в чем-то она перекликается с восточными духовными практиками, но назначение ее гораздо более этого, - это шаг человека в будущее, в познание мира, в научное развитие знания, метафизики и метафилософии. Школа пластического танца пока еще не может похвастаться ни академической строгостью, ни фундаментальной полнотой, но и возраст ее еще совсем не велик. Мы являемся свидетелями процесса, процесса движения вперед, движения дальше к новым формам и средствам, движения к чистой этике, к чистой эстетике и к синтезу искусств. И если вам действительно интересна вся эта проблематика, если Айседора Дункан интересна вам не только как уникальная личность, что конечно тоже очень важно, но и как выразитель определенной высокой философии, то это ваш фестиваль! В своей основе это фестиваль танца, но если вы являетесь художником, музыкантом, философом и вообще творческим человеком, то фестиваль чистых искусств может стать для вас уникальной возможностью найти новые формы в творчестве, познакомиться и пообщаться с новыми людьми, раскрыть совершенно новые грани своего таланта.

'Классика - это тоже интересно!'

Музыковедческая прокламация. Если вы Зритель, и вас более не вдохновляет созерцание спины дирижёра и ботинок первых скрипок; если вы Исполнитель, и уже подошли к пониманию, что сколь угодно хорошо вы бы не играли технически, всё равно найдётся тот, кто играет гораздо лучше вас и значит вы уже осознаёте, что техника игры сама по себе не может являться самоцелью; если вы Композитор, и уже ощущаете потребность не только в достойном звучании вашей музыки, но и в том, чтобы она выглядела соответствующим и приемлемым именно для вас образом, когда вы уже готовы вписать в партитуру не только ноты, но и цвета, формы, партитуру движения, то есть партитуру визуального ряда; если Вы Музыковед, и при этом вы всё ещё сохранили остроту понимания сути эстетической и художественной сверхзадачи и готовы прийти к пониманию отличия чистой эстетики от эстетики вообще, то всё это означает лишь только одно, что вы уже находитесь практически на пол пути к осознанию истинной полифонии и настоящего синтеза. Именно вас мы и приглашаем на наш фестиваль искусств. Мы заинтересованы в сотрудничестве и сознательно ищем творческих личностей, которые испытывают дефицит такого общения. Это может дать нам всем непосредственную пользу от взаимовыгодного сотрудничества в реализации самых разнообразных культурных проектов на практике и в решении сложнейших вопросов искусствоведения и философии в теории.

2004

Быть дунканистами - это значит много больше, чем просто танцевать. Сейчас появляется всё больше псевдопоследователей Дункан, которые рядятся в стильные одежды и пытаются изображать из себя дунканистов. С одной стороны, это процесс крайне положительный, поскольку свидетельствует о том, что танец Дункан не уходит в небытие, а напротив приобретает всё большую популярность. Происходит процесс возвращения к истокам и к истинным ценностям. Однако, за этим кроются и опасности. Деятели, озабоченные более всего конъюнктурой и сиюминутной модой, без особого труда могут опошлить любое стоящее дело. Куда приходит коммерция, искусству обычно приходится удаляться, - дух наживы и дух творчества увы не совместимы. И не ровен час, когда нам скажут не только о том, что Дункан была основательницей стриптиза, но и о том, что стриптиз является главной основой пластического балета. Хорошо известно, как можно извратить и вульгаризировать любую высокую идею, - в истории тому есть масса подтверждений. Можно вспомнить, что такая печальная участь постигла когда-то теорию Зигмунда Фрейда, одного из трёх великих, включая Иммануила Канта, чьи идеи мы стремимся воплотить в жизнь. Несколько радует, что 'липкие руки' стяжателей и махинаторов пока ещё не добрались до учения Канта - видимо трактователям не хватает общего образования. Но для философии Дункан такая угроза уже реально существует. И всё начинается с проблемы последователей и учеников. Даже не всякий непосредственный ученик мастера вправе называть себя последователем. Ведь у того же Канта учеников практически не было, и именно потому, что тогда мало кто смог постигнуть суть его учения, да и сегодня крайне сложно встретить знатоков Канта даже в среде профессиональных философов. У Фрейда ученики были, но и они его практически предали, а потом и вовсе извратили суть психоаналитического учения. Больше повезло Айседоре, - шесть приёмных дочерей, шесть учениц продолжили дело приёмной матери и не опорочили имени наставницы. Но были ли они способны понять глубину замысла и пронести в будущее все идеи? Не были ли их танцы заурядным подражанием, много ли своего нового они смогли привнести, смогли ли они развить и дополнить учение? Ведь если сами они ещё и были истинными последовательницами, то про их следующих учениц этого порой и не скажешь. Характерно, что многие из нынешних 'последовательниц' даже и не догадываются, что у Айседоры вообще была какая бы то ни была особая философия, что тем не менее это совсем не мешает им считать себя 'дунканистами'. И никогда ещё внешнее подобие формы не означало соответствующего содержания. Блестит многое, но порой оно же почему-то и не тонет. Пусть дунканистов будет много - хороших и 'разных', но всегда важно уметь 'отделять зёрна от плевел', и не давать 'шелухе' переполнить сознание. От высокого до низменного всего один шаг, и, более того, одно диалектически не может существовать без другого. Но человек для того и наделён глазами, чтобы видеть, и мозгом, чтобы понимать. Знать разницу между чистым искусством и искусством вообще, между чистой эстетикой и эстетикой вообще, между чистым танцем и танцем вообще. Каждый пусть делает свой сознательный выбор. И порой совсем не обязательно называть себя дунканистами - главное быть ими по сути. Дункан стала основоположницей художественной гимнастики, но кто знает, если вдруг какой-нибудь из выдающихся гимнасток в силу физиологических или психологических причин более не захочется заниматься спортом, а любовь к пластическому движению сохранится? Может быть кто-то из приверженцев ритмической гимнастики от техник физического оздоровления придёт в последовательном развитии к чистому искусству? Не исключено даже, что вдруг и кто-то из почитателей классического балета осознает абсурдность и неестественность своего танцевального направления и займётся тем, что обладает действительной ценностью.

'Дунканизм - не столько стиль танца, а образ мыслей.'

2005

'Быстрее, выше, сильнее!', - звучит с арен олимпийских состязаний. Да, замечательно, вместо войн и распрей, предлагается сразиться в исключительно мирном поединке. Олимпийское движение - уникальное изобретение древнегреческой цивилизации, грандиозная попытка перевести реализацию одного из двух базовых человеческих инстинктов, инстинкта самосохранения, в мирное русло. Это ведь есть в природе человека, чтобы в борьбе за собственное выживание, уничтожать не только всё окружающее, но и даже себе подобных. Незыблемый закон эволюционирования органической материи. Однако, в результате этого же эволюционирования, человечество пришло и к императивам этики и морали, которые вдруг поставили под сомнение тот фундаментальный закон природы, и показали, что такой путь не единственно возможный. И оказывается, чтобы сохранить истинный дух олимпийского движения, необходимо чётко помнить не только первый лозунг, но и второй, не менее, а, скорее всего, даже более важный: 'Главное - не победа, а главное - участие!'. Поэтому-то так странно порой слышать иронизирование разных там спортивных комментаторов по поводу этого важнейшего лозунга. Хотя, конечно, в условиях невиданной коммерциализации олимпийских игр, происходящее может быть и вполне закономерно. Благо, что хотя бы движущим мотивом здесь стали меркантильные интересы, а не агрессивные побуждения. В какой-то мере, человечеству удалось немного перевести животную агрессивность в область финансового противостояния. Но, и здесь, подходы и представления пока остались теми же самыми первобытными. Нужно быть лучшим и преуспевающим, нужно быть успешным и удачливым. Быть только первым, пусть, даже если и любой ценой. И где-то это так же объективный закон, обязательное условие капиталистической организации труда. Социум требует идти по головам вверх, при этом правда, уже беспрестанно напоминая идущим о нормах этики и религиозных заповедях. Последнее, однако, почему-то пока так и остаётся пустой декларацией. Что и не удивительно, ведь состязательность и конкуренция по-прежнему остаются движущей силой общественного прогресса: 'Выживает сильнейший'. Этого правила нет в заповедях, что, однако не мешает, всем шагающим, этому правилу неукоснительно следовать. Получить превосходство над ближним, и не всегда потому, что этого достоин и заслуживаешь, а только оттого, что уж очень этого хочется. Дело при этом выходит, заключено не столько во вполне объяснимом культе обогащения, но и в непреодолимом стремлении отдельного индивида соответствовать неписаным правилам социума, даже если это ему лично совсем и не нужно, или если для этого нет никаких веских объективных оснований. 'Всё хорошо в меру', - нельзя любить общество более чем самого себя. Социопатия - это уже болезнь. Причём болезнь тяжёлая, и с неприятнейшими последствиями. Тогда ведь, социопатические ценности начинают разрушать личность, начинают распространяться на все сферы человеческой жизни, даже на те, где нет для этого никаких оснований. Дух коммерции приходит сегодня и в искусство. Кто сказал, что 'некоммерческое - это значит никому не нужное'? Неправда, некоммерческое - это не ориентированное на извлечение сверхприбыли. Не более. Азы политэкономии. Тогда основой является занятие любимым делом, а не соревнование за первенство. В искусстве человек не может состязаться с окружающими. В искусстве человек может соревноваться только с самим собой! Превзойти, стать выше самого себя, стать лучше самого себя вчерашнего. Вот новый смысл настоящей состязательности. Нет, и не может быть спорта в искусстве. Каждый художник уникален и самоценен, и в одночасье может так случиться, что и 'последние станут первыми'. Свободное творчество лежит в самой основе, и если судить художника, то только по совокупности и ценности сделанного, но отнюдь не в отвлечённом сопоставлении с кем-либо. Быть первым в искусстве - удел конъюнктурщиков, а в истинном творчестве первые все. Выдающимся же может стать каждый, по совокупности заслуг, вне какого-либо сравнения. Таким образом, искусство, в своей метафизической полноте, не то, чтобы входит в противоречие с эволюционными ожиданиями, но показывает нам новый виток этического развития. Конкурсность и состязательность претит искусству, не говоря уже о том, какой непоправимый вред всякие конкурсы наносят психическому состоянию, и особенно в детском возрасте. Иное дело, на фестивале, когда все награждаются и поощряются просто за участие, за творчество, за старание в индивидуальном самовыражении. Нет, и не может быть проигравших. Тогда только, и, может быть, именно благодаря этому, из детей будут вырастать не агрессивные животные, и не обезумевшие коммерсанты, а нормальные и полноценные члены человеческого сообщества. 'Мы не готовим марионеток, мы готовим творческих людей'.

Впервые удалось привлечь детей к научному семинару. Как и ожидалось, их участие в обсуждении было далеко не бессмысленным. На фоне безграмотных высказываний и жлобского поведения некоторых взрослых, суждения детей и их стремление вникнуть в проблематику выглядели вполне уместно и обоснованно. По ходу семинара было сформулировано несколько ключевых положений, которые хоть и не были раскрыты до конца, но всё равно должны быть отмечены особо и в дальнейшем нуждаются в более подробном рассмотрении. Во-первых, пластический танец является единственной гармонической формой в движении, наиболее полно сопоставляющейся классической симфонической музыкальной форме. Иных подобных танцевальных форм так и не было названо. Во-вторых, бурную дискуссию вызвал вопрос о необходимости обязательного обучения пластическому движению, равно как и музыкальному ритмическому движению, в начальной школе. Здесь мнения разошлись весьма радикально. С одной стороны публика не имеет пока вообще никакого представления о необходимости обязательного преподавания с самых первых классов основ философии, особенно в разделах основ логики, основ научной эстетики и научной этики. О метафилософии подавляющее большинство не только не имеют не малейшего представления, но даже и не слышали никогда. С другой стороны, доказывалась якобы насущная необходимость принудительного преподавания собственно бесполезной географии, сомнительной и спорной в своих заключениях экологии, ангажированной и продажной истории, абсолютно не эффективной, а значит и бесполезной школьной программы обучения иностранным языкам, и уж совершенно бессмысленных в настоящее компьютеризированное время правил грамматики, пунктуации и орфографии. В этой связи кажется много более полезным изучение языков программирования, и именно тех же правил формальной логики. То есть, в вопросе чему и как учить, не возникло никакого согласия. Собственно, никто даже не смог агрументированно обосновать необходимость обучения и классической музыкальной культуре. В таком разноголосии вопрос о пластическом движении так и остался не затронутым. Превалировало, главным образом, мнение, что обучению искусствам - дело личное и для широких масс не потребное. Тезис, очевидно, весьма и весьма спорный. Учитывая при том, исключительно странное нежелание перевести на платформу факультативов все те, выше упомянутые, и многие другие сомнительные, а не редко даже и чрезвычайно вредные для процесса образования и воспитания, дисциплины.

2006

Двоемыслие из фантасмагорического словаря новояза так могло бы и остаться недоброй литературной выдумкой Джорджа Оруэлла, если бы по этому неписанному правилу не проживали большинство людей как сегодня, так и до настоящего времени, в весьма далёком прошлом. Природа этого явления без особого труда разъясняется при сопоставлении постоянного стремления людей к чему-то лучшему, с одной стороны, и полной беспомощности перед обыденной реальностью с другой. Существуют целые кланы 'психологов', заявляющих 'на голубом глазу', что устремления - это, конечно же, очень хорошо, но повседневная жизнь идёт по совершенно другим жестоким законам. Нужно приспосабливаться и незачем летать в облаках. Сам Оруэлл, в романе '1984', то ли в шутку, то ли всерьёз, приходит к пессимистическому заключению о невозможности какого-либо позитивного общественного развития вообще. Стадо у него - это самостоятельная и самоорганизующаяся единица, живущая своей собственной жизнью и игнорирующая любые идеи и маленькие личные ценности любого отдельного индивида. Натура человеческая берёт своё, и власть толпы всегда разрушает любые позитивные стремления. Ложь и насилие - нормативы социума, так и к чему же питать иллюзии? Педагогика в глубоком нокдауне. Чему учить и как воспитывать подрастающее поколение, если 'ложь - это правда'? Не нужны идеи, долой идеалы, нужно жить без излишних притязаний. Да, человек, вроде бы, не скотина, и чем-то отличается от насекомого, но это мелочи, легко преодолимые посредством двоемыслия. 'Законы не могут быть идеальными' - заключение очевидное, однако следствия из него могут быть принципиально различными. Можно отдать законы на откуп плебсу, утвердить тем самым охлократическую власть толпы, и в результате остаться на уровне организации сообщества насекомых. А можно поговорить о совершенствовании законов и создании этих законов исходя из идей и идеалов, и вроде бы, тем самым, сохранить свой человеческий облик. Но кому это нужно, и для кого всё это вообще возможно? Для такого, по крайней мере, нужно очень хорошо себе представлять, что идеал - это отнюдь не словечко из лексикона воспитанниц Смольного института благородных девиц, а полноценная научная категория. Нет более печального зрелища, чем публичные рассуждения людей о справедливости и свободе, при полном у них отсутствии цивилизованного и именно научного мировосприятия. Ослиные уши двоемыслия так вываливаются, что за ними бывает порой и лица не разобрать. Кто-то когда-то придумал, что есть-таки истина в последней инстанции, и называется она Библия. Из неё-де можно почерпнуть и правильные законы, и принципы справедливого устройства. Мысль эта, как ни прискорбно, давно уже стала благодатной почвой для массового психоза. Оно бы, конечно, и славно, если бы только не замечать того, что религия столь же давно погрязла в подтасовках и нетерпимости, гендерной сегрегации, межконфессиональной вражде, неприятии не то чтобы инакомыслия, а и самой природы человека. Из Библии, так получается, стоящие законы почерпнуть можно весьма и весьма сомнительно. Да, немало там говорится и об истинных ценностях, но являются те ничуть не производными из теологических постулатов, а нравственными императивами, выработанными в результате длительной эволюции человеческого сознания и обоснование которых можно обнаружить в положениях научной этики. Уточнение 'научной' приходится давать всегда, дабы отделить эту конкретную этику от всего 'многообразия' прочих. В условиях повальной философской безграмотности, как-то приходится каждый использованный термин и бесконечно повторять, и раскрывать по содержанию. Массы в большинстве своём не только не владеют подобными вопросами, но и не ведают, что есть вообще такие дисциплины как, например, метафизика и метафилософия. И что есть там такие разделы как научная этика, научная эстетика, логика и гносеология. 'Незнание - сила!' Ни к чему им преподавать 'глупости' в школе, а противоречия пусть преодолевают сами через двоемыслие. 'Свобода не возможна, справедливое общественное устройство утопично, гармония порочна', - вот тот самый краткий перечень самых грандиозных маргинальных лозунгов. 'Рабство - это свобода!' Пора уже, пора бы подумать о массовом философском ликбезе, пока не стало слишком поздно... Да, безусловно, достижение на практике абсолютных категорий, не возможно, но кто сказал, что к этому не нужно даже и стремиться? Если есть ценная идея, то к ней ведь можно и приблизиться. В чём, допустим, феномен анекдота? Не только и не столько в том, что это смешно и что это есть продукт народного творчества. Главное здесь то, что проходя через цепочку постоянных пересказов и повторений, анекдот приходит к совершенству по форме, а посредством отсеивания в естественном отборе, оставшиеся произведения подходят к совершенству и по содержанию. Метафизику рождения анекдота изучали когда-то ещё древнегреческие философы, но есть опасения, что о существовании этих трудов многие люди даже и не догадываются. В искусстве же, что и в обществоведении. Не возможна в реальности абсолютно прямая линия, - это всего лишь идея. Но приближаться к ней можно максимально, и будет это приближение к идеалу. Рано или поздно будет раскрыт секрет и идеальность 'золотого сечения'. Гармонические сочетания заложены в основе истинно научной эстетики. Гармонический закон можно отыскать всюду и во всём. Но, нынешней 'модерновой' эстетике гармония уже не нужна. Эстетика пустоты и эстетика помойки захлестнули с головой современное искусство. Одни 'исполнители' с упоением демонстрируют зрителям пустую сцену, другие с неимоверной гордостью выставляют в манежах собственные нечистоты. 'Танец должен трогать за душу', - говорит нам с телеэкрана известная балерина Майя Плисецкая. Что же, замечательно. Вот только что именно понимать под всем этим? Кич и деструктивизм ведь тоже 'трогают'. Да только могут ли они стать объектами искусства? Почему вдруг, и так ли точно, трогают слушателей 'Хорошо темперированный клавир' Баха и этюды Шопена, ничего не декларирующие, и написанные, казалось бы только для упражнения пальцев музыканта? Вне канонов чистой эстетики знаменитая балерина заплутала в лабиринтах двоемыслия. 'Классический балет - это искусство!' - вот вам и ещё один сомнительный лозунг. Почему только, как ни странно, всё меньше и меньше разницы остаётся между классическим балетом и художественной гимнастикой? Сильно не хочется балетным людям становиться спортсменами или циркачами, но сегодня и у них самих уже подчас возникают сомнения в том, что можно тронуть душу зрителя, вращая тридцать два фуэте или выпрыгивая над сценой в безупречном гимнастическом шпагате. Странное то было бы зрелище, если бы музыкант на сцене бесконечно и виртуозно наигрывал гаммы, а ещё к тому же подбрасывал свой музыкальный инструмент в воздух, пытаясь при этом извлечь какие-либо благообразные звуки. Голая виртуозность - это для цирка, физические достижения - для спорта, душевные волнения актёра - для драматического театра. Сколь экзальтированной не была бы танцовщица, когда нечего рассказать языком танца, никакие пантомимические ужимки ей не помогут. И если не заключать в танец грандиозную идею 'двигать задом', то очевидно, нужно и можно отыскать какую-либо другую идею по-лучше. Язык танца тогда становится здесь не то чтобы 'священной коровой', но именно той самой идеей, к которой по сути дела можно и нужно стремиться. Так только и можно прийти к пониманию чистого искусства, к тому обстоятельству, что человек выражает свои чувственные переживания именно абсолютно разными и самодостаточными средствами. Полифония важна и необходима, но если это музыка, то ничто случайное и искусственно привнесённое в саму музыку здесь более не нужно. А если это танец, то так же необходимо говорить именно о танце в чистом виде, самоценном исключительно в самом себе. Танец должен быть не только гармоничным, но и подчиняться в своей структуре всем абстрактным гармоническим законам. И уж на сколько он сможет приблизиться к Абсолюту по форме, вне всякого содержания, которого нет и в чистой музыке, мы сможем прояснить только воспринимая всё явно увиденное нами. Воспринимая чувственные переживания танцора, положенные на музыку, но именно через танец выраженные. Воспринимая танец в чистом виде, и 'слушая' язык танца таким, каков он есть, вне чего-либо наносного или побочного. 'Красота спасёт мир. Красота природы, мир человека, спасёт может быть.'

http://troul.narod.ru/tr-festival.htm
http://panow.narod.ru/g14/g14dunc.htm

..texts
http://idvm.narod.ru
http://troul.narod.ru/center.htm
..index

Hosted by uCoz